indicator (indicator) wrote,
indicator
indicator

Каким должен быть университет будущего?

Совсем недавно ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов отчитался перед президентом о выполнении программы 5-100. Напомним, что этот проект, начатый в 2013 году, был нацелен на повышение конкурентоспособности российских вузов. Положительный результат предполагал попадание нескольких российских университетов в мировые рейтинги.

Должны ли вузы стать инкубаторами стартапов или «оплотом нравственности», что обеспечит выживаемость университетов в ближайшие 25 лет, а также какова их роль в России XXI века обсудили на Гайдаровском форуме ректоры ведущих университетов, представители Минобрнауки и Российской венчурной компании. О том, какое будущее ждет российские вузы, рассказывает Indicator.Ru.




В субботу в Москве завершил работу Гайдаровский форум. Международная научно-практическая конференция в области экономики проводится ежегодно с 2010 года. В последний день форума ведущие эксперты в области образования обсудили, какую роль в экономическом и социальном развитии страны сыграют университеты и как в России будет эволюционировать институт высшего образования. Участие в экспертной дискуссии «Университеты 3.0: будущее рядом?» приняли заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов, президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев и заместитель генерального директора, программный директор Российской венчурной компании (РВК) Евгений Кузнецов.



Дискуссию открыл модератор секции Владимир Васильев. Он предложил экспертам ответить на вопрос, должны ли университеты будущего, то есть Университеты 3.0, совмещать (а если да, то в какой пропорции) три миссии: образовательную, исследовательскую и предпринимательскую. «Или, возможно, как Монголия перескочила из феодализма в социализм, минуя капитализм, есть университеты, [которые] занимаясь образованием, минуют научные исследования и начинают развивать предпринимательскую структуру?» — спросил Владимир Васильев.

«Может ли Университет 3.0 стать центром инновационного развития?» — продолжил задавать вопросы Васильев. Ответ был очевиден: даже если и не может, станет. Именно для этого осенью прошлого года председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций».

Первым об университетах будущего высказался Олег Хархордин: «Когда мы рассматриваем переход [к Университету 3.0] сначала как образование, исследование, а потом коммерциализацию, то это все продолжение модели "университет как фирма". Мы знаем университеты прошлого. Это независимый, замкнутый, самодостаточный наследник европейского монастыря. В гуманитарных науках это бы назвали Университетом 1.0. Университет 2.0 — это университет настоящего, огромный, богатый, конкурентный, популярный среди студентов и их родителей, берущий большие деньги за образование, платящий большие деньги профессорам. Это наследник бизнес-корпораций». Модель Университета 3.0, как правило, напоминает модель гибкой современной компании, инкубатор стартапов, центр развития региона, города, кластера, индустрии. Такие модели реализованы, например, в Массачусетском технологическом институте и Стэнфорде.

По мнению Хархордина, подобный подход достаточно узок, поскольку не позволяет ответить на все вызовы современности. «Все технические вызовы, основные и главные, стоящие перед нами, не сводятся к коммерциализации. Что мы будем делать с проблемой климата, что мы будем делать с теми изменениями в биотехнологиях, которые несут само переопределение человеческой природы? Или возьмем традиционную проблему последних десяти лет — что делать с терроризмом? Это мы будем путем коммерциализации технических достижений решать проблему терроризма? Найдем наконец прививку от терроризма?», — раскритиковал традиционную модель Университета 3.0 Хархордин.

«Когда смотришь на потенциальные, основные вызовы будущего, то понимаешь, что модель 3.0 — это не модель инкубатора стартапов. Когда мы смотрим на то, что говорит ректор Гарвардского университета Дрю Фауст, ее идея в том, что Гарвард велик не тем, что они производят людей типа Гейтса, а тем, что это хранитель культуры и производитель смысла жизни. Для нас, наверное, эта модель была бы переинтерпретирована: это не монастырь, это не компания. Если не говорить "хранитель культуры" и "производитель смысла жизни", в терминах нашего министра (министра образования и науки Ольги Васильевой, — прим. Indicator.Ru), наверное, это можно назвать "оплот нравственности". Наверное, понравилась бы такая функция», — подвел итог Хархордин.

Иного, более традиционного подхода к инновациям придерживался Андрей Шаронов. «Мы яркий пример предпринимательского подхода в образовании. Главная миссия Московской школы управления «Сколково» — это развитие предпринимательства как ценности в стране и это развитие предпринимательских навыков у не предпринимателей. Мы видим Университет 3.0 как университет, который, помимо обучения и исследований, занимается инновациями, и предпринимательство является частью инноваций. Инновации — это совмещение предпринимательства и открытий. Нам нравится концепция 3.0 в таком обличии, когда университет следующего поколения будет давать компетенции, связанные с тем, как коммерциализировать разработки и как создавать новую ценность, которая будет акцептована (принята, — прим. Indicator.Ru) пользователем, который придет в экономику», — заявил Шаронов. По его мнению, в России традиционно все не очень хорошо с инновациями в силу, прежде всего, ценностных и институциональных причин.

Наиболее объемным и обстоятельным стало выступление Ярослава Кузьминова. Кузьминов представил подробную программу развития российского высшего образования на ближайшие 25 лет. Определять развитие университетов будут семь факторов. «Во-первых, это качественное изменение роли человеческого капитала в экономике, связано оно будет с массовизацией творческой деятельности. Если 50-60 лет назад, условно говоря, в период Гагарина, творческая деятельность охватывала сотни тысяч человек в мире, это было много по сравнению началом XX века, сейчас это сотни миллионов. В развитых странах это до 20% рынка труда в городах», — начал Кузьминов. По его прогнозам, к 2040 году «творцы по базовому занятию» займут до трети общемирового рынка труда, и именно это будет задавать спрос на деятельность университетов.

«Второй фактор — существенное продление полноценной жизни человека. С очень большой вероятностью можно прогнозировать плюс 15-25 лет. Это значит, будет необходимость обучения в течение всей жизни. И здесь Россия страшно отстает, у нас 10% старше 40 лет учится, согласно нашим исследованиям. В Германии — 40%, в Швеции 60% учится в данный момент. Это фактор нашего отставания и показатель того, куда мы будем эволюционировать», — не унывал Кузьминов. Третий фактор — это перманентная смена технологий и занятий, необходимость адаптироваться к рынку труда. Четвертое — многократный рост платежеспособного спроса на образование. Переход городского населения в постсредний класс (три четверти дохода не имеет предписанного распределения) создаст реальную возможность того, что люди начнут платить за образовательный сервис. Пятый фактор — глобализация английского как профессионального и делового языка, что приведет к том, что начнут стираться национальные границы. Шестой фактор — дигитализация обучения, формирование образовательных онлайн-платформ, которые успешно конкурируют с офлайн-программами. Седьмой фактор — появление сильных глобальных сигналов качества на рынке, которые не совпадают с традиционными, то есть дипломами вуза.

Профессиональные и корпоративные стандарты, например CFA (Chartered Financial Analyst — «дипломированный финансовый аналитик») или Microsoft certified specialist, стали вытеснять и в своих секторах успешно вытеснили дипломы о высшем образовании. По прогнозу Кузьминову, в ближайшие 25 лет новые профессиональные стандарты вытеснят национальные образовательные стандарты.

Кузьминов предложил пять возможных траекторий развития университетов в новых условиях. «Университеты 1 (терминология не соответствует концепции «Университет 1.0», «Университет 2.0» и «Университет 3.0» НТИ, — прим. Indicator.Ru) — это глобальные проектно-исследовательские университеты. Они точно останутся и скорее начнут даже поглощать отдельно стоящие исследовательские структуры. Очень высокая неопределенность с судьбой технологий будет стимулировать корпорации не только объединять свои разработки, но пытаться спихнуть их хотя бы на половину или треть в public сектор, а это университеты. Университеты 1 — это условно топ-500 всемирного рейтинга, это 5-10% университетов, которые вообще выживут. Университеты 2 будут эволюционировать в региональные социально-проектные клубы. Их работа будет в очень большой степени основываться на добровольческом участии, на так называемом образовательном и даже проектном волонтерстве, а не на штатной оплачиваемой работе. Университеты 2 будут выживать, опираясь на свою инфраструктуру. Университеты 3 — самые слабые университеты, расположенные в отдаленных районах, где нет спроса на энергичную социальную деятельность, это, скорее всего, хабы онлайн-образования, и они будут собирать пользователей в онлайн-курсы на короткие семинары и будут давать им свой диплом, комбинируя его из элементов дипломов онлайн-курсов. Это что-то типа корреспондентских курсов. Университетов 4 сейчас вообще нет, это центры профессиональных сообществ, учебные, исследовательские проекты. Профессиональные сообщества станут гораздо более влиятельными игроками в постоянно меняющемся мире технологий и стандартов. Сейчас профессиональные сообщества, которые проводят профессиональные стандарты, принимают профессиональные экзамены, очень слабо локализованы. Есть очень большая вероятность, что они создадут свои университеты, Университеты 4, университеты финансовых аналитиков, университеты санитарных врачей. И останутся корпоративные Университеты 5», — рассказал Кузьминов.

Он добавил, что в будущем можно ожидать новую волну коммерциализации высшего образования и это приведет к тому, что ведущие мировые университеты станут похожими на российские вузы. «Возможность гибко зарабатывать, непривычно жесткая конкуренция сделает абсолютное большинство университетов мира очень похожими по структуре своего дохода, по структуре своей деятельности на нынешние российские университеты», — подвел итог Кузьминов.

Добавить что-то после ректора ВШЭ было сложно. Ректор РАНХиГС Владимир Мау придал дискуссии неожиданный поворот. По его мнению, модель Университета 3.0 будет возвратом к раннему доиндустриальному университету. «Университет должен иметь чисто научное, интеллектуальное ядро. В моем понимании, университет, в отличие от института, школы, техникума, — это место, где есть критическая масса людей, которая занимается тем, что им интересно, за деньги, которые они не зарабатывают, исключительно потому, что им это интересно, не доказывая никому, почему они этим занимаются. Это некие риски, но они делают университет университетом. Людей, которые способны так отвязно заниматься чистой интеллектуальной деятельностью, не так много. Это важнейший, конституирующий элемент университета. И они растят себе подобных», — заявил Мау. Он признался, что во всем согласен с Кузьминовым и что тот в своем выступлении озвучил все, о чем хотел сказать Мау. Тем не менее он добавил, что образование станет индивидуализированным, непрерывным, уйдет от узкой специализации. «По специальности работают неуспешные, те, кто не могут адаптироваться», — отрезал ректор РАНХиГС.

Евгений Кузнецов начал со сравнительного исторического анализа. «Самые древние, старые университеты апеллировали к прошлому, это схоластическая культура и она воссоздавала некий канон. Университеты 2, университеты XIX века вошли актуально в настоящее, они его создавали и они, в каком-то смысле, формировали перспективные практики, исходя из того, что происходит сейчас. Но те университеты, которые в мире сейчас являются лидерами, они активно создают будущее и активно живут в будущем», — рассказал Кузнецов.

По его словам, основные технологические прорывы зарождаются в кампусах ведущих мировых университетов. «То, что происходит в университетах третьего поколения в мире — это попытка нащупать основные правила, по которым общество будет жить с опережением на 10-15 лет», — подчеркнул Кузнецов. Кузнецов посетовал, что в России предпринимательская культура редуцируется и сводится к коммерциализации стартапов. «Современная наука уже организована по предпринимательскому принципу. Что делает успешность современного ученого? Это умение правильно заявлять свою тему, правильно «продавать» свою тему, получать на это дело государственные и частные гранты, брендировать эту тему, делать из нее мегатренд», — добавил Кузнецов. Его рецепт Университетов 3.0 состоит в системной реинтеграции и развитии кампусов. «Для России два ключевых вызова, чтобы создать университеты, как реакторы новой культуры, среды, которая живет в будущем, это заняться системной реинтеграцией, чтобы качественная технологическая школа, школа права, бизнес-школа, классический университет, медицинская школа были целым. А во-вторых, это создавать кампусы — среду, в которой можно организовывать ежедневное взаимодействие самых разных идей, причем не тратить на это деньги. Современные университеты — это не фирмы, это центры, в которых создаются продукты, опережающие реальность на 10-15 лет», — поделился своим прогнозом на будущее Кузнецов.

Заместитель министра образования и науки России Людмила Огородова напомнила о заслугах Минобра в развитии российского образования, о том, как в стране начиная с 2000-х годов реализуются программы развития образования. «Какие вузы сегодня в первую очередь готовы создать центры инноваций? Мы реализовали уже восемь очередей постановления правительства №218. Сегодня объявлена девятая очередь постановления. За это время государственная поддержка оказана в объеме 30 млрд рублей, инвестиций получено в объеме 40 млрд рублей. Создано пять тысяч высокотехнологичных рабочих мест только для молодых ученых. 172 предприятия приняли участие наряду с университетами в разработке. Вот они, механизмы, на которые уже можно ориентироваться. Очень выражена сегодня динамика в области межведомственного взаимодействия, между разными министерствами, что очень важно для вузов, для реализации их концепции 3.0. Инжиниринговые центры, которые мы реализуем сегодня с Минпромторгом… 47 инжинирингоых центров работает, успешность их разная, но тем не менее третий год работы инжиниринговых центров принес выручки в размере четыре миллиарда рублей», — поделилась успехами Огородова.

Заместитель министра подчеркнула, что Университеты 3.0 должны иметь особые управленческие механизмы. «Это наблюдательный совет, это вовлечение губернаторов. Губернаторы сегодня пишут, что они входят в состав наблюдательных советов и это очень важный механизм и возможность для опорных университетов реализовать поход в сторону Университета 3.0. Министерство образования и науки объявляет уже в ближайшее время конкурс второй волны опорных университетов, и мы подготовили постановление как минимум о трех волнах опорных университетов. И мы очень хотим видеть инициативу университетов, а главное, инициативу бизнеса и власти на территориях, куда мы даем эту возможность», — призвала Огородова.

Упомянули и о наболевшем. Упомянул Олег Хархордин, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, который в декабре 2016 года Рособрнадзор лишил лицензии. «Что мешает университетам будущего? Это формализм, бюрократия, некомпетентность чиновников среднего звена. Например, как мы знаем на своей шкуре, Рособрнадзор не способен отличить хороший вуз от подзаборной фабрики дипломов, и нельзя строить образование будущего, Университет 3.0 на стандартах вчерашнего дня», — не удержался Хархордин. Зал Хархордину посочувствовал и поддержал аплодисментами.

Больше репортажей и новостей науки читайте на нашем сайте Indicator.Ru

Автор: Марина Киселева
Tags: образование, российское образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments