indicator (indicator) wrote,
indicator
indicator

Зачем бизнесу идти в школы

Директор НП «Лифт в будущее» Юлия Селюкова о проблемах школьного образования



Как готовить детей к взрослой жизни, почему студенты учатся лишь слушать, а не принимать решения, как модернизировать дополнительное образование и привлечь в школу молодых и квалифицированных преподавателей, рассуждает Юлия Селюкова, директор образовательной программы «Лифт в будущее» благотворительного фонда «Система», в колонке, написанной для Indicator.Ru.

Я не кандидат и не доктор наук. У меня нет статей в индексируемых журналах. Я провела в бизнесе 18 лет, из них всего четыре года в качестве управленца в высшем образовании (отнюдь не academics). Еще я эпизодически преподаю в университете. По меркам традиционного университетского сообщества я ничего не понимаю (или не должна понимать) в науке и образовании, которыми я тем не менее профессионально занимаюсь. Мне приходится много общаться с представителями вузов и школ, и чаще всего именно в системе среднего образования я сталкиваюсь с довольно агрессивным отношением к негосударственным, в частности корпоративным, программам, которые пытаются привнести новые современные решения и подходы в среднее образование.

Некому работать

Да, в последние годы у десятков крупных компаний во всех отраслях наметилась тенденция «влезать» в школьное образование. На январском форуме «Путь к успеху» в детском центре «Сириус» примерно треть спикеров и четверть участников представляли крупные корпорации. Почему же мы, «корпораты», ничего не понимающие в методиках, педагогике, психологии, образовательных программах, занимаемся несвойственной нам деятельностью? Что ж, если занимаемся, значит, надо. Если не только государственные компании (на государственные деньги), но и частный бизнес, который с точки зрения найма работает в горизонте двух-трех лет и всегда думает об эффективности инвестиций, стал работать на уровне школ, значит, нам действительно это нужно. Значит, на нас некому работать. Значит, качества большинства новичков, которые выходят на работу, удручают.

Буквально каждая моя встреча с директором по персоналу, руководителем корпоративного университета или бизнес-тренером превращается в разговор о том, что нужно менять современное образование, потому что подготовка молодых специалистов не соответствует требованиям бизнеса. Проблему работодатели видят не в низком качестве предметных знаний (у наших школьников с олимпиадами все действительно неплохо), а в отсутствии связи с реальным миром. Несмотря на большой объем полученных в школе знаний, молодые люди не умеют применять их на практике. Это в полной мере касается школьного образования, чуть в меньшей — вузовского.

Образование в отрыве от реальности

Школьники понятия не имеют о взрослой жизни, о том, как устроена промышленность, экономика, какие происходят открытия, какие появляются технологии. Я даже не говорю о пресловутых «профессиях будущего», я говорю о том, что в массе своей у школьников нет возможности попробовать разные типы деятельности, определить, чем же им хочется заниматься. И, да, лекции «Как хорошо быть айтишником» (врачом, экологом…) не работают. Как и экскурсии на производство. Чтобы стать журналистом, нужно писать, а не слушать о том, как хороша эта профессия. А ведь многим из школьников принимать решение о будущей профессии нужно в 15 лет. Для родителей диплом — это самоцель, а отнюдь не способ, благодаря которому ребенок получит желаемую специальность. Последствия: нет адекватного выбора учебного заведения, нет любимого дела, нет мотивации к работе.



И последний критический недостаток — отсутствие самостоятельности и навыка принятия решений. И эта проблема тоже во многом «прорастает» из школы. Введение новых ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов, — прим. Indicator.Ru), приветствующих проектную деятельность, которая развивает навык постановки проблемы, способность искать информацию, критически мыслить, организовывать свою работу, формулировать цели и работать в команде, не способствовало тому, чтобы педагоги и родители начали организовывать школьников для работы над проектами. Они просто делают проект вместе, а зачастую и вместо ребенка.

Добавим к этому лекционную систему школы и вуза и получим молодого человека, основной навык которого — слушать. Или делать вид, что он слушает. А работодатель меряет новичка по «взрослой» мерке. Он должен влиться в команду, быстро научиться, начать продуктивно работать и, что очень важно, принимать решения в зоне своей ответственности и отвечать за них.

Прошло 30 лет, а выбора нет

Но вот выбирать не приходится. Как сказал представитель одного (теперь мало уважаемого мною) московского вуза: «Зачем нам слушать бизнес? Деньги не вы за их обучение платите. Вы же все равно их (выпускников, — прим. Indicator.Ru) любых возьмете. Ну, ваша компания не возьмет, так другая».

Мы не хотим любых выпускников. И если образование не адаптируется под нужды работодателей, то мы будем активно участвовать в его изменении. В основу современных ФГОСов легли идеи педагогов-новаторов конца 80-ых годов, причем изменились они не очень сильно. Профессионалы от образования говорят, что новые стандарты очень прогрессивны. Но 30 лет на изменения — немыслимый срок в современном мире. Скорость появления технологий, обмена информацией, принятия решений выросла на порядки. Наш мир перестает быть пространством для сложных, единообразных систем, требований, шаблонов, стандартов, сложных схем сертификации и жестких иерархических структур. Очевидно, что любые жесткие и долго внедряемые схемы должны уходить и из образования, оно должно гораздо быстрей отзываться на внешние изменения. Изменения должны прийти и в школу, чтобы не было этой ситуации с отсутствием правильного целеполагания и ненужными дипломами. Я могу на пальцах пересчитать университеты, которые готовы прислушиваться и меняться. И я почти не знаю таких школ. Среднее образование куда более закрытая среда. Не пора ли повернуться друг к другу лицом?

Продолжение статьи читайте на Indicator.Ru.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments