indicator (indicator) wrote,
indicator
indicator

Вредные советы пресс-службе института

Доброго дня всем нашим читателям!


С вами снова Яна – та самая, что на прошлой неделе давала вредные советы пиарщикам и обещала в скором времени поговорить о том, как работают пресс-службы университетов и институтов.





Начнем с грустного – с того, что в подавляющем большинстве институтов РАН пресс-служб вообще нет. Попытки их создать (или, по крайней мере, в принудительном порядке назначить добровольца, ответственного за общение с внешним миром) предпринимаются, но они носят распорядительный характер. Как правило, денег на это не выделяется, инструкций не выдается, обучающих мероприятий не проводится. Впрочем, предполагается, что отчеты о проделанной работе со СМИ институты сдавать должны регулярно.

Несмотря на в целом плачевную ситуацию, в некоторых учреждениях работающие пресс-службы (иногда состоящие из одного человека) все же есть. Итак, как же они работают? Так же, как пресс-службы университетов.

Они рассылают письма – но не приглашения на пресс-конференции, а пресс-релизы, рассказывающие о работе ученых. В отличие от пиарщиков, сотрудники институтов и университетов более тактичны и никогда не звонят в редакцию с вопросом, получили ли мы письмо, что не может не радовать. Цель специалиста по связям с общественностью в данном случае заключается в том, чтобы СМИ увидели этот пресс-релиз, прочитали, впечатлились и тут же опубликовали, причем желательно в первозданном варианте, чтобы при рерайте и вольном пересказе не возникали фактические ошибки. Иногда СМИ такие релизы действительно берут и публикуют, а иногда – и, по собственному опыту, могу сказать, что так бывает чаще, -- не берут и не публикуют.






Итак, вредные советы сотрудникам пресс-служб университетов и институтов: как сделать релиз таким, чтобы его (не) брали СМИ.

1. Пишите релизы по любому поводу. Новостные СМИ любят инфоповоды, так не давайте же им пройти мимо таких знаменательных дат как день рождения заведующего кафедрой, юбилей со дня выпуска очень важной монографии или день открытых дверей, организуемый университетом.

2. Если вы пишете релиз по публикации статьи в научном журнале, делайте это долго. Еще дольше. И еще. Вот теперь хорошо. Даже если вы разошлете релиз спустя полгода после выхода статьи, в этом не будет ничего страшного, ведь вы присылаете готовый качественный текст – какая в таком случае разница, когда вышла статья? И да, это никак не противоречит п. 1. Ну, разве что немного.

3. Кстати о журналах. Освещайте все статьи, авторами которых являются работающие в вашем институте или университете ученые. Абсолютно все. Даже те, которые опубликованы в вашем же «Вестнике». Об импакт-факторе издания можно не заботиться, это слишком узкопрофильная вещь, чтобы СМИ о ней знали. Кстати, ссылку на публикацию тоже можно не ставить – достаточно просто написать название журнала. Потому что вряд ли кто-то захочет читать оригинал, особенно если он на английском языке.

4. Рассылайте не согласованные с ученым тексты. Во-первых, согласование замедляет процесс. Во-вторых, вы же взяли у автора комментарий и включили его в текст! А все остальное вы вполне можете понять и пересказать самостоятельно. Правда, есть риск, что потом ученый увидит публикации в СМИ и ужаснется, но ведь тогда можно будет точечно всем написать, чтобы исправили такие-то и такие-то ошибки.

5. Пишите в СМИ с предложениями взять у такого-то ученого комментарий или даже предлагайте к публикации его авторские колонки. Самое главное делать это до того, как вы согласуете такой формат работы с самим ученым. Вот когда СМИ согласятся – тогда и будете уговаривать. Если не захочет… Ну, бывает, что ж поделать. Кстати, об этом ждущему СМИ можно даже не сообщать, авось сами забудут.

Описанные выше ситуации взяты не из головы – я и мои коллеги действительно получаем подобные релизы с большей или меньшей регулярностью. Случай с авторской колонкой (которой мы и правда заинтересовались) произошел не далее как на прошлой неделе – и нам действительно не сообщили о том, что у ученого не просто нет времени на эту работу, но он еще и не имеет четкой позиции по сформулированной (видимо, самостоятельной пресс-службой) теме.

А еще не более двух недель назад мы получили хороший подробный пресс-релиз, написанный по статье 2014 года. Еще раз прописью: две тысячи четырнадцатого. Авторы релиза подошли к теме очень деликатно, поставив ссылку на оригинал публикации не прямым текстом («Статья вышла в таком-то журнале»), а несколько завуалированно, на слово «сумели» («сумели повысить способность…»).

Надеюсь, мои вредные советы не обидят пресс-службы университетов и институтов -- мы очень любим, когда от вас приходят хорошие, качественные и своевременные тексты. Мы по собственному опыту знаем, что написать такой текст непросто, на это уходит достаточно много сил и времени, и от этого ваша работа становится для нас еще более важной. Пожалуйста, пишите нам, если вам есть, о чем рассказать, но вы не знаете, как это сделать – давайте продвигать российскую науку вместе :)
Tags: Автор: Яна Хлюстова
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments