indicator (indicator) wrote,
indicator
indicator

От сельского хозяйства до африканских войн: история Ан-2

70 лет со дня первого полета легендарного «кукурузника»


Ан-2 «Оренбургских авиалиний»
Wikimedia Commons


Чем Ан-2 похож на героев фильма «Неудержимые», как можно посадить самолет с зацепившимся парашютистом и почему легендарный «кукурузник» до сих пор используется в африканских войнах, Indicator.Ru рассказывает в рубрике «История науки».


В финале фильма «Неудержимые-2» герой Брюса Уиллиса Храм «от всей души» дарит герою Сильвестра Сталлоне и его команде новое транспортное средство. «Этой этажерке место в музее», — говорит Сталлоне. «Как и всем нам», — отвечает ему Арнольд Шварценеггер. Тем не менее и Арни, и биплан Ан-2 по-прежнему в строю, несмотря на то, что им обоим уже исполнилось по 70 лет. Впрочем, Железный Арни ровно на месяц старше.

История самолета-рекордсмена началась после войны, 6 марта 1946 года, когда в Новосибирске на местном авиационном заводе имени Валерия Чкалова было создано ОКБ-153 по транспортным и гражданским самолетам. Возглавил его сорокалетний Олег Антонов. До войны он занимался конструированием и производством планеров, но еще тогда у него возникла мысль сделать многоцелевой гражданский самолет. Назначение главным конструктором было очень кстати: первым заданием ОКБ стал как раз сельскохозяйственный самолет.

Олег Антонов
Wikimedia Commons


Аппарат СХА-1 был разработан в кратчайшие сроки: напомним, что КБ образовано в марте, а ровно 70 лет назад, 31 августа 1947 года, летчик Павел Володин поднял в воздух самый большой в мире биплан с одним двигателем.

Павел Володин
testpilot.ru


Кстати, «движок» на будущем Ан-2 (такое название самолет получит потом в серии) стоял тоже легендарный. Основу АШ-62 конструкции ОКБ Аркадия Швецова составил американский R-1820. С двигателями, которые стояли на советском «кукурузнике» (а это прозвище Ан-2 перенял у «небесного тихохода» По-2), воевали еще в Гражданскую войну в Испании истребители Поликарпова И-153 и И-16. Уже в августе 1948 года самолет был принят на вооружение ВВС СССР, а через год, еще до переноса КБ Антонова на территорию Украинской ССР, в Киеве началось серийное производство.

Двигатель АШ-82
Wikimedia Commons


Самолет получился исключительно удачным. Очень надежный в эксплуатации и еще более — в пилотировании. Он прощал новичкам почти все ошибки, и, как говорили (и продолжают говорить) пилоты, его почти невозможно «уронить» в штопор. Чтобы взлететь, ему нужно чуть больше 200 метров полосы. Пожалуй, девизом его действительно могли бы стать слова, которые приводит один из любительских сайтов, посвященных Ан-2: «Летать везде, делать все».


Ан-2 ВВС Эстонии
Wikimedia Commons


Сельскохозяйственные машины, местные авиалинии (кто жил в СССР, тот наверняка летал «Антоном»), полярная авиация, геофизическая, военная… Да, Ан-2 может нести два блока неуправляемых ракет или 250-килограммовую бомбу. Большинство локальных и не только конфликтов по всему миру не обошлось без Ан-2, начиная с войны в Корее и заканчивая современными африканскими войнами. Да и сейчас самолет состоит на вооружении более чем в 20 странах мира — от Африки до Латинской Америки через страны НАТО (например, в ВВС Эстонии). Делали из Ан-2 и гидросамолет, и даже экраноплан (правда, последнее — опытная разработка).
Продолжение материала о легендарном «кукурузнике» читайте на сайте Indicator.Ru.


Автор — Алексей Паевский

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники
Tags: История науки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments